Солидная часть бизнеса базируется на продаже всевозможных товаров и услуг. И подчас у покупателей складывается превратное понимание самого термина «услуга», как чего-то по умолчанию недорогого, ведь они не получают ничего материального. Стоит разобраться, что такое услуга и на самом ли деле она ничего не стоит.
Наряду со всевозможными бесплатными или условно бесплатными предложениями достаточно широкий пласт сферы услуг состоит именно из платных позиций. Например, бесплатное медицинское обслуживание и соседствующие с ним услуги платных клиник. При достаточно широком предложении всегда есть возможность сделать выбор, полностью устраивающий по качеству и стоимости. Однако стоит учесть и временные затраты, которые при визите в муниципальную клинику становятся огромными. Получается, что предоставляемые услуги частных клиник позволяют получить более внимательное отношение ко всем нуждам обратившегося клиента.
Сама возможность предоставления услуг на платной основе используется в качестве отдельного направления бизнеса, затрагивающего практически все сферы жизни. Даже если просто оглядеться вокруг, то можно увидеть парикмахерскую, ателье, детский сад, и это только видимые объекты. Что такое услуга? По большому счёту, это оплачиваемая помощь другого человека за то, что клиент при желании, а также наличии времени и умений мог бы сделать самостоятельно. Вот только останется ли после этого время на работу и досуг?
Именно поэтому рынок услуг во все времена пользовался заслуженным вниманием клиентов. Если нанять прислугу, то и это тоже можно отнести к обсуждаемому аспекту: наниматель, таким образом, оплачивает бытовые услуги, которые оказывает посторонний человек. Таким способом получается переложить некоторые житейски важные процессы на плечи специально для этого нанятого человека.
Можно смело утверждать, что услуги населению пользуются хорошим спросом, но существуют особенности, которые стоит учитывать. Избыточное предложение при низком спросе неизбежно снижает рентабельность предприятия, чем бы оно ни занималось. В первую очередь стоит выяснить, какой именно услуги не хватает в вашем регионе. Например, если вокруг, как правило, много парикмахерских, маникюрных салонов, то найти хорошего массажиста становится сложно.
Это не обязательно именно массажисты, рынок услуг динамичен, нехватка квалифицированных кадров имеет волнообразную природу. Если катастрофически не хватает домработниц, то повышаются цены. Тогда в этот сегмент идут женщины, желающее получать достойную зарплату, дефицит кадров выравнивается, а если предложения продолжают поступать, то неизбежно снижаются цены. В этом случае преимуществом становится качество услуг — покупатели готовы платить больше, если получают лучшее обслуживание. Поэтому даже в сравнительно занятой нише можно перехватить лидерство, сделав упор на качество.
Услуги в большинстве случаев делятся не только на платные и бесплатные, но и по виду поставщиков: на организации и частников. Так, можно заказать такси в соответствующей службе или же воспользоваться услугами так называемого бомбилы, автовладельца, подрабатывающего частным извозом. По стоимости это вполне сопоставимо, а вот по уровню безопасности — нет, лучше довериться сотруднику фирмы. Подавляющее большинство клиентов это понимают, но люди часто не могут противостоять возможности немного сэкономить, поэтому оказание услуг частниками без соответствующей регистрации всегда будет составлять конкуренцию честным налогоплательщикам.
Количество фирм в выбранном сегменте не играет особой роли, всегда нужно смотреть на конкретику. Недаром часто среди потенциальных клиентов можно услышать утверждение о том, что предложений много, а выбора нет. Следовательно, предоставляемые услуги формируются без учёта спроса, не дают гарантии качества или имеются ещё какие-то недочёты.
Формирование уникального торгового предложения — это хороший инструмент в конкурентной борьбе. В конце концов, что такое услуга, если не товар, представляющий собой не материальный предмет, а некое действие в пользу покупателя? В качестве примера можно привести такой приём, как совокупность услуг в одно торговое предложение.
Прекрасно сочетаются такие услуги, как пассажирские перевозки и проведение экскурсий. Разумеется, их можно заказывать по отдельности, но вместе они представляют собой удобный комплект, который может пользоваться спросом в платежеспособных клиентов. Нередко разработка уникальных торговых предложений поднимает уровень прибыльности предприятия в разы.
Ещё одна форма уникального торгового предложения — это услуга, при заказе которой можно приобрести необходимые сопутствующие товары. Как правило, эти товары или не продаются через розничные сети, или представляют собой авторские разработки. В указанном выше примере с экскурсиями это может быть красочный путеводитель или фотоальбом. Иногда в салонах красоты продаются косметические средства, которые сложно найти в продаже. В этом случае цены на услуги могут варьироваться в зависимости от купленных клиентом товаров.
Прежде чем открывать собственный бизнес в направлении «Оказание услуг», дальновидным поступком будет изучение уже имеющихся в вашем регионе предложений. Возможно, десятая парикмахерская в пределах одного городского квартала окажется лишней. Тем не менее уже имеющиеся предприятия могут не удовлетворять имеющийся спрос по причине инертности владельцев, не пытающихся создавать уникальные торговые предложения.
Анализ конкурентов позволяет выявить их слабые места и превратить их в собственные конкурентные преимущества. Это может потребовать дополнительных вложений, обучения специалистов, закупку новой техники, но в итоге клиенты пойдут туда, где они получат уникальную услугу, лучшее качество и высокий уровень обслуживания.
Как и торговля всевозможными товарами, рынок услуг опирается на покупательский спрос. В определённой мере на него можно влиять, убедив людей в том, что именно это им крайне необходимо. Мы каждый день видим подобные манипуляции в рекламных роликах. Однако такой глобальный план по продвижению собственного бизнеса требует солидных финансовых вложений. Проще предложить такие услуги населению, которые оно готово оплачивать без значительных вложений в рекламу.
Анализировать покупательский спрос можно напрямую, методом опросов. Один человек в людном месте способен буквально за день собрать достаточное количество информации, чтобы на её основании сделать выводы и просчитать целесообразность открытия бизнеса именно в этом районе города.
Если у вас уже имеется работающий бизнес, предоставляющий всевозможные услуги, то стоит подумать над расширением ассортимента. Можно привлечь к процессу уже имеющихся клиентов, уточнить их пожелания. Порой новое повышенное качество услуг воспринимается как позитивное обновление, повышая степень лояльности клиентов именно к вашей фирме. Например, можно сдвинуть рабочие часы таким образом, чтобы работающим людям не приходилось отпрашиваться со службы, чтобы воспользоваться услугами. Возможно, какие-то из услуг можно оказывать с доставкой на дом, даже если это сеанс массажа — переносные массажные столы используются во всём мире, а главным инструментом всё же остаются руки специалиста.
В поисках новой услуги, которая сможет расширить ассортимент, можно провести анализ смежных областей. При салонах красоты открываются солярии, в парикмахерских предлагают компьютерный подбор причёски и макияжа, выезд мастера на дом. Ветеринарная клиника начинает предоставлять такую услугу, как передержка или гостиница для домашних животных. Важно уметь взглянуть на свою специализацию шире, не стоять на месте, и тогда вы станете победителем в конкурентной борьбе с другими фирмами.