14 сентября — церковное новолетие (церковный новый год)

 

14 сентября по новому или 1 сентября по старому стилю — первый день нового церковного года — новолетие. В последнее праздником в церковном году есть Успения, а первым — Рождество Пресвятой Богородицы.

Церковное новолетие — начало индикта (порядкового номера года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего временного интервала, названного индиктион, от одной индикции к другой). Индиктион цикл не нумеруют, но применяют для соотношения с другой системой датировки.

Сначала «индикция» имела в виду обязательные поставки запасов пищи правительства. Дата и место происхождения индикционного цикла неизвестны, но уже при императоре Диоклетиане (284-305) в Римской империи каждые 15 лет проводилась переоценка имущества для установки размера налога, взимаемого. Необходимость для населения знать наступления налогового года и привела к расчету лет Индикт. Сначала начинался индикт с 23 сентября — даты рождения Октавиана Августа (первого римского императора), но в 462 году для удобства начало года было перенесено на 1 сентября. С 537 года стала обязательным датировки лет Индикт. Это получило широкое распространение в церковном и гражданском делопроизводстве.

В Византии церковный год начинался с 1 сентября не всегда — и на латинском Востоке, и на Западе в свое время было мартовское летоисчисление (тогда за начало года брали 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения). Празднование новолетие 1 сентября — поздневизантийской явление.

В православном календаре под 1/14 сентября значится «Начало индикта — церковное новолетие», который отмечается в церквях благодарственным молебном. Этот Новый год «сентябрьском стиля» был государственным в России до 1700 года.

На Руси индикт называли именно пятнадцатилетие и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка. Через 532 года круга Луны и Солнца снова начинаются вместе и повторяется природная ситуация дня подвига Спасителя, когда полнолуние бывает в пятницу. Интервал времени в 532 года называют индиктион.

Новолетие как церковно-государственный праздник на Руси начали отмечать С 1492 года. Смыслом богослужения в этот день воспоминание проповеди Иисуса Христа в Назаретской синагоге, когда Он сказал о том, что пришел «проповедовать лето Господне благоприятное».

В XVII веке на Руси день новолетие был посвящен делам милосердия. Нищим давали милостыню, одежда и обувь, кормили вкусными и сытными праздничными блюдами. Наделяли подарками и гостинцами простой народ, посещали в темницах заключенных.

С изданием Петром I указа о переносе начала нового года на 1 января прекратилось совершения чина литопроводства. В последний раз он был совершен 1 сентября 1699 г. 1 января 1700 г. чин литопроводства не осуществлялся, а церковное торжество ограничилось молебном после литургии.

С тех пор празднования 1 сентября церковного новолетие не происходит с бывшей торжественностью, хотя и сейчас этот день считается церковным праздником.

По библейскому исчислению новолетие начинается с 1 марта. Царь Петр I ввел дату наступления нового года 1 января, а церковное новолетие исчисляется с 1/14 сентября. Пришло это к нам из Византии вместе с принятием крещения Руси в 988 году.

В этот день Церковь вспоминает, как Иисус прочитал в синагоге города Назарет пророчество Исаии о наступлении лета благоприятного. В этом чтении Спасителя византийцы видели указание в честь дня нового года. По преданию, это событие связано с днем ​​1 сентября. Считается, что с этого времени Господь подарил христианам это святое.

Согласно церковно-богослужебной книге Типикон, дело литопроводства имеет следующий порядок: после утрени епископ с процессией под пение «большого» Трисвятого выходит на городскую площадь. После того, как процессия достигнет площади, диакон сообщает ектению, и поются три антифона. Затем епископ произносит возглас, трижды благословляет народ. Затем следуют прокимен и Апостол; по Апостолу епископ, трижды благословил народ, начинает читать Евангелия. Далее произносятся литейные просьба, по истечении которых и молитвы певцы поют тропарь 2 голоса и процессия возвращается в храм для проведения Божественной литургии.

14 сентября - церковное новолетие (церковный новый год)

14 сентября - церковное новолетие (церковный новый год)

В этот день празднуется не только церковное новолетие, но и памяти Симеона Столпника и 40 мучениц, пострадавших вместе со своими учителями при императоре Ликиний в городе Андрианополе.

Святого Симеона в народе называли Семен-летопроводец. С этого дня заканчивалось лето, и наступала осень. В одних местах завершали сев озимых, в других только начинали. Крестьяне обрабатывали лен и конопля. В южных областях земледельцы отправлялись на бахчи и снимали с гряд арбузы и дыни. В отдельных местностях активно капали картофель.

14 сентября - церковное новолетие (церковный новый год)

С этого дня начинались осенне-зимние посиделки — работы в домах при огне. Существовал обычай добывания нового огня. Обряд символизировал наступление нового витка жизни и переход в новое состояние людей и природы. Накануне Семенова дня в домах гасили огонь. Утром зажигали новый, «живой огонь», полученный путем трения.

Часто в этот день устраивали новоселье. С Семена в Гурьева дня отсчитывались свадебные недели, открывалась время сватовства. К девушкам, которые достигли возраста невест, внимательно присматривались. Женщины (родственницы холостых мужчин) заглядывали в дома, где проводились посиделки, наблюдали за тем, как работают будущие невесты, аккуратно они одеты, как они общаются между собой.

В Древней Руси Семенов день имел юридическое значение. Он предназначался для взноса податей государству и для явки в суд к судебному свидетельством и по делам волокиты. С этого дня обычно начинались и заканчивались все условия и договоры, заключенные жителями сел между собой и с торговыми людьми.

В новолетие торжественно «подстригали» подрастающих мальчиков и «сажали их на коня». Этот обряд знаменовал окончание времени детства.

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...