Ли Якокка

История знает множество примеров очень удачного и даже гениального менеджмента, ставшего результатом способностей и усилий основателей крупных фирм. Несколько реже встречаются примеры наёмных руководителей, прославившихся необыкновенными умениями и талантами, проявленными в управлении предприятиями, принадлежащими другим людям. Один из таких людей — Лидо Энтони «Ли» Якокка.

 

Ли Якокка изобрёл принципиально новый метод автокредитования, доступный и необременительный для покупателей. Занимая пост президента компании, руководил проектными работами над знаменитым и революционным «Мустангом» фирмы «Форд». Он стал автором концепции наиболее рентабельной модели Mark III, ставшей настоящим хитом продаж и обеспечившей баснословные нормы прибыли.

Ли Якокка

Потом он спас от полного краха фордовскую марку Mercury. Затем возникли проблемы у «Крайслера», и Якокка пришёл на помощь, возглавив правление корпорации. Ещё он изобрел минивэн — небольшую машину, размерами меньше обычного микроавтобуса, предназначенную для коммерческих целей. Якокка по поручению президента Рейгана руководил фондом, финансировавшим реставрацию Статуи Свободы. К тому же Ли написал несколько бестселлеров, в которых подробно рассказал о своей карьере и раскрыл некоторые тайны собственного успеха. Кажется, что для одного человека всех этих событий даже слишком много.

Ли Якокка

Будущий выдающийся управленец родился в 1924 году в штате Пенсильвания. Когда парню было пятнадцать, он серьёзно заболел. Ревматизм тогда считался практически неизлечимым, но каким-то образом недуг прошёл. Став студентом Лихайского университета (город Бетлхем, штат Пенсильвания), Якокка продемонстрировал отличную успеваемость и потому был приглашён для продолжения учёбы в более престижный Принстон. Получив диплом, он получил и должность инженера в «Форде», где быстро выделился и начал восхождение по служебной лестнице. Тогда же он сменил имя из деловых соображений, сократив «Лидо» до «Ли» — так было удобнее представляться по телефону. Странное даже для американского уха звучание фамилии объясняется итальянским этническим происхождением: родители Якокки были эмигрантами. Собственно, поступление на работу в компанию «Форд Моторс» можно считать началом блестящей карьеры.

Ли Якокка

Одним из основополагающих принципов компании «Форд» с самого её основания считалась ценовая доступность продукции. Однако времена «Жестянки Лиззи» давно прошли, и в 1956 году модель Fairlane, при всех своих конкурентных преимуществах, совсем уж дешёвой быть не могла. Для оживления процесса продаж мощного и красивого автомобиля ассистент менеджера филадельфийского филиала (должность невысокая) Якокка придумал очень удачный маркетинговый ход. Подсчитав суммы, он вывел схему: 20 % первый взнос, а затем 56 $ ежемесячно в течение трёх лет. Конечно, и такие деньги простому американскому рабочему пятидесятых годов платить было непросто (хорошее недельное жалование), но о приобретении автомобиля задумались очень многие. Продукт стал намного доступнее, продажи выросли до огромных высот, а Якокку, которому тогда исполнилось только 32 года, перевели в центральный офис фирмы в Дирборн. Через четыре года талантливый итальянец стал вице-президентом.

Ли Якокка

Этот автомобиль стал основой для целого класса транспортных средств — мускул-каров — машин мощных и на вид, и по характеристикам. Идеологом направления и автором концепции снова был Ли Якокка. Именно он сформулировал конструкторам техническое задание, включавшее цену, не превышающую 2,5 тыс. $, массу до 2,5 тыс. фунтов и длину 180 дюймов плюс модификационный потенциал. Менеджер постоянно мониторил рынок на предмет выявления потребностей, и постепенно сформулировал набор требований, предъявляемых американцами к наиболее желанному для них автомобилю. Модель производилась девять долгих лет, и за это время нашла 2,5 млн владельцев, в том числе за пиковый 1966 год «Мустангов» было продано более шестисот тысяч. Вскоре Якокка был повышен до должности вице-президента всей корпорации, включавшей, помимо фирмы Ford, и Lincoln-Mercury.

Ли Якокка

«Линкольны» (марка принадлежит компании «Форд») в конце шестидесятых годов по популярности в шесть раз уступали «Кадиллакам», но и это было ещё полбеды. Эти автомобили продавались в убыток. Необходимо было какое-то нестандартное решение, и однажды оно пришло в голову Ли Якокке, страдавшему в Канаде бессонницей во время командировки. Идея состояла в том, чтобы уже производившуюся модель Ford Thunderbird дополнить массивной радиаторной решёткой, создающей впечатление престижности. Этой мыслью Якокка поспешил поделиться с вице-президентом по вопросаам дизайна Джином Бордиантом, несмотря на полуночный час. В конечном счёте переделать пришлось не только радиатор, но дело того стоило. В результате на создание модели Mark III на базе Thunderbird было потрачено 30 млн долларов, и этот продукт под маркой Lincoln стал пользоваться огромным спросом благодаря солидному виду, престижному бренду и относительно невысокой цене (6585 $), из которой 2 тысячи составляла чистая прибыль. Пафосный «Марк третий» обогнал «Кадиллак» по продажам и спас угасающий бренд. За ним последовали «четвёртый», «пятый» и «шестой», столь же успешные.

Ли Якокка

Марка «Меркурий» компании «Форд» позиционировалась как средний класс автомобилей, спрос на который уже с конца пятидесятых неуклонно снижался. Для исправления ситуации Ли Якокка предложил примерно тот же выход, что и в случае с «Марком». Он мысленно поставил себя на место среднего американца и сам себе задал вопрос о том, какую машину бы ему хотелось купить. Чутьё в совокупности с опытом подсказало Ли, что для создания линейки новых чрезвычайно успешных автомобилей достаточно использовать уже готовые платформы (и снизить издержки на проектирование), но придать продукту более внушительный вид. Модели Cougar и Marquis получились в результате применения именно этой эффективной технологии. Бренд Mercury был спасён от полного краха.

Ли Якокка

Занимая пост президента Ford Motor Company, Ли Якокка получал немыслимый годовой оклад в миллион долларов, но в 1978 году его уволил лично Генри Форд II (внук «первого»). Причины этого решения называются разные. По официальной версии поводом для отставки стал отзыв с рынка почти двух миллионов «Пинто», как считалось, имевших дефект в виде ненадлежащей защиты бензобаков, и Якокка якобы об этом знал. Проведенные позднее тесты, однако, показали беспочвенность обвинений. В своей книге «Карьера менеджера» бывший президент фирмы указывает другие причины, в частности, ревность владельца компании к славе и популярности своего наёмного сотрудника, и многие противоречия, случавшиеся в процессе работы. В частности, спор возник по поводу идеи минивэна, и она была отвергнута. Как бы там ни было, а Якокку уволили. Он не сильно расстроился. Его давно приглашали в другие фирмы. Якокка выбрал «Крайслер».

Ли Якокка

Ситуация в Chrysler была тяжёлой, почти безнадёжной. Фирма была должна 4 млрд долларов, и её банкротство считалось делом уже свершённым. Якокка первым делом отправился за государственной помощью, надеясь на свой авторитет. Главным его аргументом были пагубные для всей национальной экономики последствия разорения «Крайслера» (отчасти преувеличенные), и ему удалось запугать ими президента Картера, а попутно и Конгресс США. В результате он получил заём в 1,5 млрд долларов и начал действовать.

Ли Якокка

Якокка вникал во всё, вплоть до габаритов автомобилей с целью оптимального размещения их на железнодорожных платформах, а следовательно, снижения транспортных издержек. Затем он избавился от ненужных ликвидных активов. В третьих, Янокка практически исключил складирование из технологического цикла, организовав доставку комплектующих прямо к конвейерам и увязав поставки продукции с заказами дилеров. И, наконец, он реализовал свою идею мимивэнов, оказавшихся в высшей степени востребованным продуктом. Кто бы мог подумать? Он снова победил!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...