Лучшие авторские песни: из истории

Сегодня развелось немало высоколобых эстетов, которые, едва заслышав пение под гитару, брезгливо и недовольно поморщатся: дескать, фи, какая-то авторская песня! И играть-то толком не умеют, и голоса нет, и тексты примитивные с рифмами типа «костры-комары». Им и невдомек, что всего несколько десятилетий назад именно авторская песня удержала часть советской интеллигенции от полной моральной деградации. Существовать в тоталитарном государстве без глотка свободы невыносимо. Таким «глотком» и стали барды.



Конечно, строго говоря, название у жанра странное. Ведь любая песня – авторская. Но так да не так! Все-таки у эстрадной песни, как правило, авторов аж три – поэт, композитор и исполнитель. И любят эту песню либо за стихи, либо за музыку, либо благодаря исполнителю.

А вот с песней под гитару всё обстоит принципиально иначе. Здесь три в одном – автор стихов, аккомпанемента (умышленно не пишу – музыки, не у всех имеется соответствующее музыкальное образование, а кто-то нот и вовсе не знает) и исполнитель. Причина популярности авторской песни в 60-70 гг. прошлого века – в ее бесхитростной и обнаженной искренности. Поющие авторы были еще и замечательными поэтами, а гитара для них – лишь способ усилить, подкрепить впечатление от живого слова.

Один из родоначальников жанра – Булат Окуджава . Многие лучшие авторские песни написаны именно им. Некоторые звучат в кинофильмах, причем отнюдь не в авторском исполнении («Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» и др.).

Одной из популярных и по сей день является «Грузинская песня». Сам автор, впрочем, указывал, что это лишь стилизация. Зато какая! Сами детали: «виноградная косточка», «теплая земля», «лоза» — словно выписаны и взяты с натуры. А «синий буйвол, и белый орел, и форель золотая» под пером Бориса Гребенщикова трансформируются в «огнегривого льва», «синего вола, исполненного очей» и «золотого орла небесного» с незабываемым взглядом.

Еще один забавный казус, связанный с песней Окуджавы: ее решили перевести на эстонский язык, позвонили автору и спросили: «А какой Лазо имеется в виду? Тот, которого сожгли в паровозной топке японцы?» Интересно, почему им не пришел в голову эстрадный певец Юрий Лоза – вроде бы по звуковой оболочке фамилия больше подходит…

Сергей Никитин однажды пошутил в таком духе, что барды – это те, кто занимается не своим делом. Однако имеются и исключения. Александр Городницкий – «физик» и «лирик» в одном лице. Академик, мореплаватель, автор множества научных работ, а также поэт-гражданин.

Несколько его ранних песен прочно стали фольклорными. И здесь тоже не обошлось без «накладок», к которым даже и не знаешь иной раз, как относиться. Например, песня «На материк» настолько плотно вошла в плоть и кровь бывших зэков, что, когда автор вновь побывал в Заполярье, ему не поверили и едва не поставили «на ножи».

Александр Галич – фигура в авторской песне особая. Профессиональный литератор, кинорежиссер, благополучный драматург. Однажды он не выдержал и заговорил в полный голос.

Одной из первых песен такого рода стала «Ошибка». Вот её предыстория. В 1943 году, под Нарвой, было наспех подготовлено контрнаступление советских войск, приуроченное к юбилею «отца народов» — Сталина. Оно не просто провалилось – провалилось с треском, и было оплачено десятками тысяч жизней простых солдат.

Странно, что бывшие ветераны так впоследствии ополчились на Галича за песню, назвав его даже «литературным мародером». А ведь дело-то было в том, что в 1962-м году, на местах кровопролитных боёв устроили пьяную и пышную правительственную охоту – в честь лидера кубинской революции Фиделя Кастро. Вот против чего восстал Галич – против издевательства над памятью мёртвых… Увы, пророков в своем Отечестве редко привечают при жизни.

Далеко не всегда песни бывают сюжетными и отражают реальные события. С фильма «Вертикаль» началась всесоюзная известность Владимира Высоцкого . И первая же песня фильма – «Песня о друге» — написана на основе реальных событий. О них барду поведал профессиональный альпинист Л.Елисеев. Впрочем, песня, как и лучшие авторские песни, — только сгусток реальных событий и эмоций.

Кстати, «Песню о друге» иные критики тоже норовили понимать буквально, спрашивая: «А что это он там пьяный на вершине стоял?» И невдомек им было, что «хмельной» — не синоним «пьяного», что в горах – своя природа и стилистика отношений между людьми.

Наконец, одну из последних по времени истинно народных песен в 1980 году на лекции написал студент-физкультурник Олег Митяев . И сколько бы на неё не писали пародий типа «Избит гитарой желтой лежит Олег Митяев», а в застольях, особенно в самом их начале, стоит только затянуть кому-то первую строку, а там уж хор почти наверняка подхватит – «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Песня, в принципе, универсальная. За редкими исключениями – так, сам автор осекся единственный раз, во время исполнения главного своего шедевра в женской колонии.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...