Истоки южнокорейского экономического чуда

В новейшей истории были случаи очень быстрого развития весьма отсталых стран, и явления эти в обобщённом виде получили определения «экономического чуда», хотя в реальности трудно найти события, в большей степени объяснимые с материалистической точки зрения. Республика Корея, то есть часть полуострова, в результате войны оставшаяся суверенным государством, построенным на рыночных принципах, может служить ярким примером «подъёма с коротким разбегом». В начале 90-х годов, после фактического краха мировой коммунистической системы, многие аналитики предсказывали подобный экономический рост всем странам, в которых на смену социализму пришёл капитализм, указывая на наглядную разницу в уровнях развития КНДР и Южной Кореи, однако надежды на всеобщее процветание сбылись далеко не в полной мере. В чём состояли предпосылки такого явления, как чеболь (крупная корпорация, сходная с японскими дзайбацу), то есть основы южнокорейского экономического чуда? Чем этот опыт может быть полезен другим странам, в том числе и России?

 

На первый взгляд теория о том, что рыночная экономика сама по себе может служить залогом процветания страны, не лишена оснований. По крайней мере, два «дракона» тихоокеанского региона, а именно Япония и Южная Корея, в начале процессов, приведших к колоссальному прогрессу, представляли собой страны, как бы самой природой обречённые на бедность. При многочисленном населении, преимущественно крестьянском, и относительно малой площади, а также скудости ресурсов, рассчитывать на достижение процветания, а тем более быстрое, не имелось никаких причин. Усугубляла ситуацию и послевоенная разруха. «Полицейская операция» ООН 1950-1953 годов нанесла и без того нищенской национальной корейской экономике огромный ущерб, а демаркационная линия по 38-й параллели и сегодня остаётся источником напряжения. Но факты – вещь упрямая. В исторически короткий срок и Япония, и Корея сумели достичь высоких экономических показателей. Путь к ним был во многом сходным, но есть и существенные различия, на которых стоит кратко остановиться.

Истоки южнокорейского экономического чуда

Разнообразные макроэкономические стратегии, применяемые на актуальном этапе, сегодня можно условно разделить на два основных типа, во многом противоречащих один другому, – американский и японский. Если первый из них доступен не всем странам, так как он базируется на возможности привлечения огромных ресурсов, то в основе второго лежит преимущественно недорогая рабочая сила и умелый менеджмент, учитывающий некоторую национальную специфику. Руководство Южной Кореи в период развития чеболей сумело найти оптимальное соотношение двух этих подходов, взяв из каждого наиболее полезные для себя черты, и даже использовало преимущества авторитарного правления, что несколько подрывает позиции сторонников тотальной рыночной либерализации. Таким образом, корейское экономическое чудо имеет синтетическую природу.

Истоки южнокорейского экономического чуда

Страна, завоевавшая за полвека главенствующие позиции в мировом судостроении, производстве полупроводниковых приборов и микросхем, добившаяся огромных успехов в автомобильной и электронной промышленности, могла достичь таких результатов только благодаря умелому и стратегически правильному управлению, выраженному в первую очередь в:

— создании условий для привлечения внешних источников ресурсов, в том числе технологических и финансовых;

— эффективном руководстве, осуществляемом авторитарными правительствами;

— невысоким (относительно) оборонным расходам;

— культурно-этнической однородности и конфуцианской традиции, ценящей трудолюбие, образование, жизненный успех и патриотизм.

Все эти и некоторые другие факторы удалось успешно применить в результате плана, разработанного к 1962 году, и получить положительный результат.

Истоки южнокорейского экономического чуда

С 1910 по 1945 год весь Корейский полуостров был японской колонией. Положение местных жителей в период оккупации менялось в диапазоне от жёсткого притеснения и полного унижения до некоторого смягчения режима, но в любом случае имело место длительное вмешательство в образ жизни целой страны, что сказалось в дальнейшем и на заимствовании некоторых маркетинговых методов. Была перенята практика пожизненного найма, синьоризм (безоговорочное подчинение старшим), универсализация навыков сотрудников с целью достижения взаимозаменяемости, а также субъективная оценка начальником труда подчинённых. От некоторых заимствований южнокорейский менеджмент в дальнейшем отказался.

Истоки южнокорейского экономического чуда

В период кризисов борьба трудящихся за свои права закономерно обостряется, и Южная Корея, даже не будучи самой демократической страной в мире, не стала исключением. За десятилетие, прошедшее после 1987 года, политические изменения повлекли и экономические преобразования. Корейские рабочие добились существенного повышения зарплат, что побудило многие чеболи перенести производства за рубеж, в страны с более дешёвыми трудовыми ресурсами, в том числе восточноевропейские. Пожизненный наём и синьоризм стали применяться более гибко, а карьерный рост и оплата уже зависят не только от выслуги и стажа, но и от других субъективных характеристик работника. Прямому заимствованию японских практик менеджмента в Южной Корее к началу девяностых годов был практически положен конец.

Истоки южнокорейского экономического чуда

В отличие от Японии (да и США тоже), в Южной Корее главное внимание при найме нового сотрудника уделяется не степени престижности оконченного им учебного заведения, а реальным знаниям, уровень которых определяется в результате экзамена, проводимого в фирме. Возможны некоторые льготы для тех, кто может предоставить рекомендации авторитетных людей и организаций (к примеру, преподавателей вуза или сотрудника этого предприятия), причём давший её человек не несёт прямую ответственность за конечный результат (в Японии он отвечает за своего «протеже»).

Истоки южнокорейского экономического чуда

Карьера работника в Южной Корее существенно зависит от его усердия, способностей и желания. Если кто-то хочет продвигаться по служебной лестнице быстрее, то для этого ему создаются все условия в виде курсов повышения квалификации, успешно окончив которые, можно рассчитывать на досрочное продвижение (а в Японии нельзя). Такая кадровая политика в результате приводит, как показывает практика, к развитию класса высококвалифицированных менеджеров среднего звена, отличающегося исполнительностью, знаниями и умениями.

Истоки южнокорейского экономического чуда

В японских дзайбацу процесс выработки решений весьма долог, и обставлен при всей своей бюрократичности достаточно демократично, что выражается в возможности влиять на него практически всех сотрудников, имеющих собственное мнение. Корейский бизнес в этом отношении отличается авторитарностью, что соответствует конфуцианской этической позиции. Если старшие начальники решили – то так тому и быть. Выполнение распоряжений вышестоящих инстанций обязательно, и обсуждению они не подлежат, что ближе к американской модели, правда, с восточной спецификой.

Истоки южнокорейского экономического чуда

Методы организации зарубежных представительств южнокорейских фирм полностью совпадают с японскими. По всей видимости, в данном случае не было смысле изобретать велосипед. Руководит филиалом, как правило, кореец, назначение рядовых сотрудников производит центральный офис, а местные кадры привлекает обычно директор подразделения по мере надобности.

Истоки южнокорейского экономического чуда

Разница японского и корейского подхода к общей маркетинговой стратегии состоит в акцентировании на различных конкурентных преимуществах. Качество товаров, произведенных в Японии, как правило, выше, но если рассматривать соотношение потребительских свойств к цене, то корейские производители демонстрируют устойчивое превосходство, причём практически во всех областях индустрии. Ими достигнута золотая середина, что стало одной из причин корейского экономического чуда.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...